Хронологический список патриархов
Русской Православной Церкви
Иов (в миру Иоанн) —
Патриарх Московский и всея Руси. По
инициативе святителя Иова были проведены преобразования
в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский
Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано
более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил
дело книгопечатания на широкую основу. По благословению
святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная,
Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам. 13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь. После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа
(1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество
исцелений. Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.
Гермоген (в миру Ермолай)
(1530-1612) — Патриарх
Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена
совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным
вдохновением противостоял Святейший Патриарх
изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить
русский народ, ввести в России униатство и католичество, и
искоренить Православие. Москвичи под водительством
Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли
восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили еговЧудовом монастыре под стражу«. Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.
Филарет (Романов Федор Никитич) (1554-1633) — Патриарх
Московский и всея Руси, отец первого царя из династии
Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче — знатный боярин,
при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь
и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в
Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до
своей кончины был фактическим правителем страны при
своем болезненном сыне — царе Михаиле Феодоровиче.

Иоасаф I — Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил
Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о
кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен
Великия Российския Церкви Патриархом Псковский
архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый,
благоговейный и наученный всякой добродетели». Патриарх
Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по
благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе
преемника. Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг. За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.
Иосиф — Патриарх Московский и всея Руси. Строгое
исполнение церковных уставов и узаконений стало
характерной особенностью служения Патриарха Иосифа. В
1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх
Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем
православным христианам, чтобы соблюдали наступающий
пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а
также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и
праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе. Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также, как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались. В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон.
Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.
Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605-1681) —
Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г. Патриаршество
Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви.
Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого
Государя», который получил в первые годы своего
Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он
принимал участие в решении едва ли не всех
общегосударственных дел. В частности, при активном
содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России». Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий. Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов...Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Cоxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр, и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение. Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прощений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.
Иоасаф II — Патриарх Московский и всея Руси. Большой
Московский Собор
1666-1667 годов, осудивший и
низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев
анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской
Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал
архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф. Патриарх
Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской
деятельности, особенно на окраинах Российского
государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь. Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис».
Питирим — Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх
Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень
преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего
около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был
приближенным Патриарха Никона и после его низложения
стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали
только после смерти Патриарха ИоасафаII. 7 июля 1672 года в
Успенском соборе Московского Кремля митрополит
Новгородский Питирим был возведен на Патриарший Престол, будучи уже весьма болен, к делам управления был призван митрополит
Иоаким. После десятимесячного, ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года.
Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) — Патриарх
Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима
митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего
управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на
Первосвятительскую кафедру. Его усилия были направлены
на борьбу против иностранного влияния на русское общество.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению
церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии
святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По благословению Патриарха Иоакима, было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI, после смерти царя Феодора Алексеевича.
Адриан (в миру Андрей?)
(1627-1700) — Патриарх
Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г.
митрополит Адриан был возведен на Всероссийский
Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации
Патриарх Адриан призывал православных хранить в
неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять
Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к
пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал
каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.
Стефан Яворский (Яворский Симеон Иванович) —
митрополит Рязанский и Муромский, патриарший
местоблюститель московского престола. Учился в знаменитой
Киево-Могилянской коллегии, — средоточие тогдашней
южнорусской образованности. В которой проучился до 1684
г. Для поступления в иезуитское училище, Яворский, как и
другие его современники, принял католичество. На юго-
западе России это было делом обычным. Стефан изучал
философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно. В этом же году принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В Киевской коллегии прошел путь от учителя до профессора богословия. Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева.
После проповеди, произнесенной по случаю кончины царского воеводы А. С. Шеина, которая была отмечена Петром I, был посвящен в архиереи и назначен митрополитом Рязанским и Муромским. 16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола. Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался. В 1721 году был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него. Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. 20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана.
Тихон (Белавин Василий Иванович) — Патриарх Московский
и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор
Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество.
Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви:
после двухвекового вынужденного безглавия она вновь
обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На
Патриарший Престол был избран митрополит Московский и
Коломенский Тихон
(1865-1925). Патриарх Тихон был
истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри. Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь ... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.) Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.
Петр (Полянский, в миру Петр Федорович Полянский) —
епископ, митрополит Крутицкий патриарший
местоблюститель с 1925 года до ложного сообщения о его
кончине (конец 1936г.). По завещанию Патриарха Тихона
местоблюстителем должны были стать митрополиты Кирилл,
Агафангел или Петр. Так как митрополиты Кирилл и
Агафангел находились в ссылке местоблюстителем стал
митрополит Петр Крутицкий. В качестве местоблюстителя
оказывал большую помощь заключенным и сосланным, особенно священнослужителям. Владыко Петр решительно выступил против обновленства. Отказался выступить с призывом к лояльности относительно советской власти. Начались бесконечные тюрьмы и концлагеря. На допросе в декабре 1925 года заявил, что церковь не может одобрить революцию: «Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может». Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В1931 году отклонил предложение чекиста Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя. В конце 1936 года в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя Петра, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. В 1937 году против митрополита Петра было возбуждено новое уголовное дело. 2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня был расстрелян. Место погребения остаётся неизвестным. Прославлен в лике Новомученников и Исповедников Российских Архиерейским Собором в 1997 году.
Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-
1944) — Патриарх Московский и всея Руси. Известный
богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После
смерти святого Патриарха Тихона — патриарший
местоблюститель, то есть фактический предстоятель Русской
Православной Церкви. В 1927 году — в тяжелое как для
Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству
и мирянам с посланием, в котором призывал православных
лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи армии.
Алексий I (Симанский Сергей Владимирович)
(1877-1970) —
Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве,
окончил юридический факультет Московского университета
и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во
время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в
1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.
Пимен (Извеков Сергей Михайлович)
(1910-1990) — Патриарх
Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой
Отечественной войны. За исповедание православной веры
подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после
войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года.
Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора
Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)
(1929-2008) —
Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую
духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года —
митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на
Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член
многих зарубежных духовных академий.
Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) —
Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую
духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором
Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с
1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе
2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.
