НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ «ВСЯКОМУ ДНЮ ЗАБОТА СВОЯ»

ЯНВАРЬ

Студень, сечень, просинец.

ЯНВАРЬ — перелом зимы, перезимье, году начало, зиме серёдка, к весне поворот. Солнце на лето, зима на мороз. Январь два часа прибавит. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Морозные узоры на оконных стёклах направлены вверх — к долгим холодам, наклонены книзу — вскоре погода смягчится. Стёкла в окнах запотели — будет потепление. Большой иней во всю зиму — тяжелое лето для здоровья.

1 января — Новый год. Сильный мороз и мелкий снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.

4 января — день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, покровительницы беременных.

6 января — навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник, канун Рождества. Ясные дни — к хорошему урожаю. Звёзды на рождественский сочельник — к урожаю черники. «Когда звёзд много — к ягодам, как звёзд не будет, так и ягод сей год не будет». Вечером гадают.

7 января — Рождество Христово. На Рождество снег — к урожайному году. Небо звездисто — к большому приплоду скота. Если черны тропинки — урожай на гречу. С 7 по 19 января — Святки (Святые дни).

8 января — Собор Пресвятой Богородицы. Бабьи каши — праздник повивальных бабок и рожениц. Если этот день будет ясный, то ожидается хороший урожай проса, а если пасмурный его недород.

9 января — день памяти апостола первомученика и архидиакона Стефана (34 г.). В Стефанов день нанимали пастухов на лето. Начинались молодёжные вечеринки.

11 января — день памяти мучеников 14 000 младенцев, убитых царём Иродом в Вифлееме (1 в.). Детям рассказывают сказки и загадывают загадки.

12 января — день памяти мученицы Анисии (285-305 гг.). Анисья-желудочница, порезуха. Режут свиней и гусей, варят свиные желудки. По внутренностям (печени и селезёнке) гадают о зиме.

13 января — день памяти преподобной Мелании Роимляныни (439 г.). Маланья. Канун Нового года по старому стилю. День прибывает на куриный шаг. Если в ночь ветер будет с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов.

14 января — праздник Обрезания Господня. День памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.). Если в Васильев день будет туман — к урожаю.

15 января — день памяти святого Сильвестра, Папы римского (335 г.). На Сильвестра — куриный праздник: чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены.

16 января — день памяти пророка Малахии. (400 г. до н.э.). На Малахия хлев метёлками обмахивай.

18 января — навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Крещенский вечер. Главный день святочных гаданий. Полный месяц — к большому разливу, быть большой воде. Если сильные ветры с юга — будет лето грозное.

19 января — Святое Богоявление. Крещение Господне. Водокрещи, Иордань. Наступают знаменитые крещенские морозы. Коли в Крещение собаки много лают, будет много зверя и дичи. Снег хлопьями — к урожаю, ясно — к недороду. В полдень синие облака — к урожаю. Звездистая ночь на горох и ягоды. Крещенский снег растапливают и эту воду используют от разных недугов. В Крещение устраивают смотрины невест.

20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Начало зимнего мясоеда. Январь все праздники увёл. До Масленицы засылаются сваты и играются свадьбы.

21 января — день памяти преподобного Емилиана исповедника (1Х в.). Емельяны — перезимники, накрути буран.

23 января — день памяти святителя Григория, епископа Нисского (1У в.). Григорий — летоуказатель. Иней на стогах и скирдах — к мокрому и холодному лету.

24 января — день памяти преподобного Феодосия Великого (529 г.). Феодосий — весняк. Если день тёплый — жди ранней весны. Федосеево тепло на раннюю весну пошло.

25 января — день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших

(226 — 235 гг.). Татьянин день. Снег на Татьяну — к дождливому лету, проглянет солнышко — к раннему прилёту птиц.

28 января — день памяти преподобных Павла Фивейского (341 г.) и Иоанна Кущника (У в.). Петр и Павел дня прибавил. Звёздная ночь к урожаю льна. Коли выпадет ветер, будет год сырой.

29 января — поклонение честным веригам апостола Петра. Петр-полукормник. Вышла половина зимнего корма, заготовленного для скота.

30 января — день памяти преподобного Антония Великого (356 г.). Антон-перезимник. Перезимник обнадёжит, обтеплит, а потом обманет — всё морозом стянет.

31 января — день памяти святителей Афанасия (373 г.) и Кирилла (444 г.), архиепископов Александрийских. Афанасий — ломонос, береги нос. Самые сильные морозы. В полдень солнце — к ранней весне. «Серёжки» у луны — к метели и морозу. Продолжается свадебная пора.

ФЕВРАЛЬ

Снежень, бокогрей, сечень.

ФЕВРАЛЬ зиму выдувает, а март ломает. В Древней Руси февраль считался последним месяцем года, как бы отсекающим год. Вьюги да метели под февраль полетели, бегут по снегу, а следу нету. Обильные снегопады. На дорогах часто случается гололёд. На солнечной стороне уже начинает пригревать солнце. Сильные морозы в феврале — к скорому окончанию зимы.

1 февраля — день памяти преподобного Макария Великого, Египетского (390-391 гг.). Какова погода в Макарьев день, таков и весь февраль. Ясный солнечный день — к ранней весне, ненастно на дворе — быть весне поздней и затяжной. Если на Макария метель, то и на всю Масленицу.

2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого (473 г.). Второй день февраля показывает весну: солнечно — к красной весне, пасмурно — жди поздних метелей.

4 февраля — день памяти апостола Тимофея (96г.). Тимофей-полузимник. Половина зимы уже прошла. Тимофеевские морозы. Чем сильнее морозы на Тимофея, тем ближе весна.

6 февраля — день памяти преподобной Ксении (У в.) и блаженной Ксении Петербургской (Х1Х в.). Аксинья (Ксения)-полузимница, полухлебница. До нового хлеба осталась половина срока. Какова Аксинья, такова и весна. Озимое зерно, посеянное с осени, пролежало в земле половину срока.

7 февраля — день памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389 г.). Каков день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера погода предвещает другую половину зимы.

10 февраля — день памяти преподобного Ефрема Сирина (373-379 гг.). Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник, ветродуй. На Ефрема ветер понёсся — к сырому году. На ночь ставят угощение для домового — кашу.

14 февраля — день памяти мученика Трифона (250 г.). Если в ночь на Трифона на небе покажется много звёзд, то зима ещё долго продлится и весна будет поздняя.

15 февраля — Сретенье Господне. Сустретьев день. Сретенье — зима с летом встретились. Сретенские морозы и оттепели. Солнце на лето, зима на мороз. На Сретеньев день снежок, весною дожжок. Коли холода завернут — весна холодная, поздняя. На Сретенье капель — урожай на пшеницу.

16 февраля — день памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны-пророчицы. Симеон и Анна — расчинай починки, по сохе поминки. Февраль сбрую починяет.

17 февраля — день памяти преподобного Николая-исповедника, игумена Студийского (868 г.). Николай студёный. Студёный день — шубу снова надень. Волчий свят, маковый закат. В этот день часто случаются сильные морозы.

18 февраля — день памяти мученицы Агафии (251 г.). Агафья-коровница (скотница) оберегает коров от болезней.

19 февраля — день памяти преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100 г.). Вукола-телятник. На Вуколу обычно приходится весенний отёл коров.

20 февраля — день памяти преподобного Луки Елладского (ок. 946 г.). На Луку полуденный (южный) ветер — к урожаю яровых. В этот день пекут пирожки с луком.

21 февраля — день памяти пророка Захарии Серповидца, одного из двенадцати пророков (ок. 520 г. до. н.э.). Достают серпы, осматривают их, чинят. Захарию молятся бабы-жницы.

22 февраля — день памяти мученика Никифора из Антиохии Сирской (ок. 257 г.) и преподобного Панкратия Печерского (ХШ в.). Никифоры-Панкраты. Зима убегает тёмными ночами. Старик мороз у ворот тепло уволок. На Никифора начинают плести лапти.

23 февраля — день памяти преподобного Прохора Печерского (1107 г.). На Прохора говорят: «Хоть февраль и злится, но весну чует». Пришли Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!» Ночью бывает сильный мороз.

24 февраля — день памяти священномученика Власия, епископа Севастийского

(ок. 316 г.). Власий — сшиби рог с зимы. Власьевские морозы последние, завершающие зиму. Морозный день, коровий праздник. Власий днём корове бок нагреет, а ночью рог сорвёт. Власий — покровитель скота.

25 февраля — день памяти святителей Мелетия, архиепископа Антиохийского (607-608 гг.), и Алексия Московского и всея Руси чудотворца (1378г.). На Мелетия и Алексия в течение трёх дней выставляют на утренний мороз зерно, предназначенное для посева, чтобы тронутые морозом семена дали лучший урожай.

28 февраля — день памяти апостола Онисима (ок. 109 г.). Онисим-овчарник, зимобор. На Онисима-овчарника зима становится безрогой. В этот день зима с весной борется: кому из них вперёд идти, а кому прочь убираться. Вокруг стволов деревьев снег проседает, появляются ямки.

29 февраля — день Касьяна, выпадает только в високосный год. Касьян завистливый, злопамятный, скупой, немилостивый. В этот день крестьяне старались даже не выходить из избы во избежание несчастья. Касьян на что ни взглянет — всё вянет.

МАРТ

Зимобор, протальник, сухий, березозол, парник, капельник.

МАРТ — не весна, а предвесенье. Курочка под порожком напьётся. В марте день с ночью меряется, равняется. Снег становится рыхлым, ноздреватым, приобретает сероватый оттенок. Под крышами появляются сосульки, синицы поют звонко. Коли в марте снег настом покрывается, то будет урожай на огородину и яровые посевы. Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый. Ранний прилёт грачей и ласточек — к ранней весне. Мартовская вода из талого снега целебна, её используют от веснушек и загара.

2 марта — день памяти праведной Мариамны (1 в.). Меремьяна-кикимора. Вздел Ярило зиму на вилы. Если с первых дней весна разгульна — обманет. Жди мороза. День памяти великомученика Феодора Тирона (ок. 306 г.). Фёдору Тирону молились об отыскании украденных вещей.

5 марта — день памяти преподобного Льва, епископа Катанского (ок. 780 г.). В вечер Льва Катанского нельзя глядеть на падающие звёзды — не к добру. Если в оттепель курица воды у порога напьётся, быть весне дружной и тёплой.

6 марта — день памяти преподобного Тимофея в Символех (795 г.). Тимофей-весновей. По Тимофею весну определяют.

9 марта — первое (1У в.) и второе (452 г.) обретение главы Иоанна Предтечи. Птичье потенье, гнёзд обретенье. Если в этот день выпадает снег, то и Святая неделя (Пасха) будет холодная.

12 марта — день памяти преподобного Прокопия Декаполита исповедника (ок. 750 г.). Прокоп дороги рушит. Если вербные почки с макушки — готовься к раннему севу. Если почки на макушке не распускаются — хорошим будет второй посев. Если почки распускаются по всей вербе — урожай будет хорошим.

13 марта — день памяти преподобного Василия исповедника (750 г.). Василий-капельник, дроворуб. С крыш начинает капать, днём солнце заметно пригревает. В этот день, как правило, бывает оттепель.

14 марта — день памяти преподобной мученицы Евдокии (ок. 160-170 гг.). Евдокия (Авдотья) — плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол. Первая встреча весны. Какова Евдокия, таково и лето. Авдотья красна, и весна красна. Если грачи прилетели до 14 марта, то быть лету мокрому, а снег рано сойдёт. День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай. На свистунью молодой месяц с дождём — быть мокрому лету. Снег — к урожаю. Тёплый ветер — мокрое лето. Северный ветер — холодное лето. С Евдокии погоже — всё лето пригоже. Начало хозяйственного года.

15 марта — день памяти священномученика Феодота, епископа Киринейского (ок. 326 г.). На Федота ожидается последняя оттепель, но бывает, что Федот, да не тот: вместо оттепели ударит мороз. На Федота снег — долго не будет травы.

17 марта — день памяти преподобного Герасима (475 г.). Герасим-грачевник. Прилетает первая весенняя птица — грач. Увидел грача — весну встречай. Коли грач прилетел, через месяц снег сойдёт. Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно выходить в поле на посев.

18 марта — день памяти мученика Конона- градаря (огородника) (Ш в.). Конон-огородник. Появляются проталины. Коли трясогузка вернулась раньше обычного срока, быть тёплой весне. С этого дня начинают копать огороды. Три лунки выкапывают с приговором: «Одна лунка для сушки, другая для мокши, третья для червей».

20 марта — день памяти священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (1У в.). Василий-капельник. С Василия весна идёт.

22 марта — день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся

(ок. 320). Сороки, сорок мучеников. Сороки день с ночью меряются (21 марта отмечается весеннее равноденствие: день равен ночи, астрономический день рождения весны). Зима кончается, весна начинается. Сорок мучеников — сорок утренников (заморозков). Если утренники с этого дня наблюдаются постоянно, то лето будет тёплое. Прилетают сорок разных птиц, среди которых самые первые — жаворонки. Пекут «жаворонки» — булочки в виде птиц, с изюминкой вместо глаза. Булочки раздают детям, а те бегут с ними закликать весну.

25 марта — день памяти преподобного Феофана, Сигрианского исповедника (818 г.). Туман съедает снег. На Феофана туман — урожай на лён и коноплю. Если на Феофана лошадь заболеет, то всё лето будет болеть.

30 марта — день памяти преподобного Алексия, человека Божия (411 г.). Алексей — с гор потоки, с гор вода. Алексей — пролей кувшин. Ростепель. С гор вода, а рыба с зимней лёжки. На Алексея-тёплого доставай улья. Покинь сани — ряди телегу. День гусиных боёв, спускают драться гусаков.

31 марта — день памяти святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386 г.). Кирилл — дери полоз. Дороги портятся, ездить на санях становится трудно.

АПРЕЛЬ

Квитень, цветень, березень, березол, снегогон.

АПРЕЛЬ — зажги снега, заиграй овражки. Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди: что-то ещё будет. Апрель всех напоит. Апрель с водою, май с травою. Солнышко с апрельской горки в лето катится. В деревьях начинается движение сока, набухают почки, зеленеет трава. Снег почти везде сошёл. Массовый прилёт птиц. Дороги развезло — распутица. Зашевелились муравейники, выползают змеи. На реках начинается ледоход, паводки. Лягушки и рыбы мечут икру.

1 апреля — день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии (283 г.) и с ними других. Дарьи — грязные проруби, вода становится жёлтой и мутной. Какова погода 1 апреля, такая будет и 1 октября (и наоборот). Если вешняя вода идёт с шумом — травы будут хорошими, а когда тихо — трава вырастет плохая.

3 апреля — день памяти святителя Кирилла, епископа Катанского (1-11 вв.). Катаник, конец детским зимним потехам, катанью с гор.

4 апреля — день памяти священномученика Василия, пресвитера Анкирского (362-363 гг.). Василий-солнечник, парник, тёплый. Если внезапно вернутся холода — к худому урожаю. Коли солнце в кругах — к доброму урожаю.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. Зимобор — весна зиму поборола. Третья встреча весны. Каково Благовещение, такова и Светлая Пасха. Коли в Благовещение снег на крышах, то на Егорья (6 мая) будет ещё в поле. На Благовещение мороз — к урожаю яровых и огурцов; дождь — родится рожь; сыро — грибное лето; гроза — к тёплому лету и орехам; вёдро — к пожарам; без ласточек — к холодной весне. Птица гнезда не вьёт, девка косы не плетёт. Накануне Благовещения сеют горох. Благовещенскую капусту мороз не бьёт.

8 апреля — Собор Архангела Гавриила. Гавриил — зачерпни сапог, намочи подмётку. Какова погода 8 апреля, такой она будет и 8 октября. Всё, что родится на день Гавриила, уродливо, неспоро. Если прясть, работа пойдёт не впрок.

9 апреля — день памяти мученицы Матроны Солунской (Ш-1У вв.). Матрёна-настовница. На морозе поверхность снега смерзается в ледяную корку — наст.

12 апреля — день памяти преподобного Иоанна Лествичника (649 г.). В этот день пекут из теста «лестницы» для восхождения в будущей жизни на небо. До полуночи домовой бесится.

14 апреля — день памяти преподобной Марии Египетской (522 г.). Марья — зажги снега, заиграй овражки. Марья половодье начинает. С Марьи снег и за колодой растает. Марья — пустые щи: подъедаются зимние запасы.

15 апреля — день памяти преподобного Тита чудотворца (1Х в.), мученика Поликарпа (1У в.). Тит, Поликарпов день. Начинается ледоход. Коли лёд не ушёл, то лов рыбы будет плохим. Начинается токование глухарей.

16 апреля — день памяти преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской (824 г.). На Никиту разлив рек, водопол. Если лёд остаётся глыбами на берегу, а в поле зимняя дорога при таянии снега лежит горбом — к неурожайному лету. Просыпается водяной, рыбаки угощают его, чтобы лов был удачным. Освящённый в церкви хлеб вешают на рога коров.

19 апреля — день памяти святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского (582 г.). Коли на Евтихия день выпадет тихий — к урожаю ранних яровых.

21 апреля — день памяти апостолов Иродиона и других (1 в.). Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды. Первый выезд в поле. Весной час упустишь — годом не наверстаешь. Долгота дня увеличилась на два с половиной часа. Со светом и тепло прибывает.

25 апреля — день памяти преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (после 754 г.). На Василия весна землю парит. Медведь выходит из берлоги, зайцы бегают днём. Заяц дорогу перебежал — к неудаче, беде.

27 апреля — день памяти святителя Мартина исповедника, Папы Римского (655 г.). Мартын-лисогон. В этот день лисы переселяются из старых нор в новые. Ворон купает своих детей и отпускает их на самостоятельную жизнь.

28 апреля — день памяти апостола Пуда (ок. 67 г.). На святого Пуда доставай пчёл из-под спуда. Выставляют пчёл из омшаников для облёта. У кого медок и маслице, у того и праздник.

29 апреля — день памяти мучениц Ирины, Агапии, и Хионии (304 г.). Ирина (Арина)-урви берега. Бурное половодье. Примечали: если овражки заиграют и опять замёрзнут — жди помехи на урожай. Ирина-рассадница: сей капусту на рассадниках.

30 апреля — день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478 г.). Зосима-пчельник, заступник пчеловодов. Чуть медовой цветенью потянуло, пчёлы уж тут как тут.

МАЙ

Травень, летень, цветень.

МАЙ — обманет, в лес уйдёт (неустойчивая погода). Бывает май — под кустиком рай, а то май — коню сена дай, а сам на печь полезай. Май холодный, будет год плодородный. Майская трава и голодного кормит. Коли в мае дождь, будет и рожь. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Дождь в мае хлеба поднимает. Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод. Распускается листва на деревьях, зацветают травы. Массовый вылет насекомых — добыча для птиц, которые высиживают в гнёздах птенцов. Поют соловьи, в лесу кукует кукушка.

Если случится первый гром при северном ветре, будет холодная весна, при восточном — сухая и тёплая, при западном — мокрая, при южном — тёплая и сырая. Из берёзы течёт много сока — к дождливому лету. Берёза перед ольхой лист распустила — лето будет сухое, ольха перед берёзой — мокрое. Теплое начало мая предвещает, что в конце месяца наступят холода, и наоборот.

Готовят поля под озимые будущего года: возят и запахивают навоз, боронят. Сажают картошку, морковь, репу, огурцы, капусту. Пропалывают лён. Стригут овец. Первое подспорье к столу — щи из молодой крапивы и щавеля-кислицы.

4 мая — день памяти священномученика Ианнуария епископа и дружины его

(ок. 305 г.). День глиновяз, водошлёп, маковистая роса. Грачи летают стаями. Распустилась черёмуха — к тёплому лету.

5 мая — день памяти апостолов Луки, Нафанаила и Климента (1 в.). На Луку высаживают на грядки лук. Лук — от семи недуг. Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Если ночью случится заморозок, жди ещё сорок утренников на всё лето, пока хлеб в поле стоит.

6 мая — день памяти великомученика Георгия Победоносца (303 г.). Егорьев (Юрьев) день, Егорий вешний, скотопас. Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает. Пришёл Егорий, и весне не уйти. На Руси два Егория: один холодный (9 декабря), другой голодный (6 мая). В Егорьев день первый выгон скота в поле. Егорий вешний — праздник пастухов, их одаривают, кормят мирской едой в поле. В народе считалось, что все звери у Егория под рукой. В этот день святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздаёт зверям наказы. На Егория дождь — скоту лёгкий год. На Юрьев день в поле роса — от сглазу, от семи недугов. Если на Юрия роса — не надо коням овса, будут добрые проса, дождь-снег крупой — урожай на гречиху, мороз — будут просо и овёс. Ранний горох сей до Егория, поздний — после Егория.

7 мая — день памяти мучеников Евсевия и других (303) г.). Евсей овсы отсей. Раннее яровое сей, когда вода сольёт, позднее, когда цвет калины в кругу будет. Сей овёс в грязь — будешь князь. Днём раньше посеешь — неделей раньше уберёшь. Крупные почки на осине — к урожаю проса.

8 мая — день памяти апостола и евангелиста Марка (63 г.). Марк-ключник, владеет ключами от дождей. Коли выпадёт в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных. Прилёт певчих птиц стаями.

10 мая — день памяти апостола и священномученика Симеона, сродника Господня

(107 г.). Семён-ранопашец. Начало ранней пахоты. Не ленись с плужком — будешь с пирожком. Кто первым сеет, тот первым и собирает. Когда лист берёзы развернётся полностью, можно сажать картофель.

11 мая — день памяти апостолов Иасона и Сосипатра и иных, с ними пострадавших (1 в.); мучеников Максима и других. Максим и Ясон. Начинается сбор берёзового сока. На Максима этим соком отпаивают больных. Тёплый ветер на Ясона приносит здоровье. Тёплая и звёздная ночь — к хорошему урожаю, ясный восход солнца к вёдренному (погожему) лету.

14 мая — день памяти пророка Иеремии (У1 в. до н.э.). Еремей-запрягальник, яремник. На Еремея погоже — уборка хороша; на Еремея непогода — всю зиму промаешься. Сей неделю после Егория да другую после Еремея. В день сева ни один хозяин не даст другому взаймы.

15 мая — перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида 1072 и 1115 гг.). Борис и Глеб — сеятели. Борисов день — соловьиный праздник, начинают петь соловьи. Если в этот день запел соловей, весна зацветает дружно.

16 мая — день памяти мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286 г.). Мавра-молочница, зелёные щи. Тимофей. Отрастают крапива, щавель, огородная зелень. Молоко майских удоев целебно, помогает от многих болезней.

18 мая — день памяти мученицы Ирины (1-2 вв.). Ирина (Арина) — рассадница. Высаживают на огороде капустную рассаду. По традиции эту работу выполняют женщины, приговаривая: «Не будь голенаста — будь пузаста, не будь пуста — будь туга, не будь красна — будь вкусна, не будь стара — будь молода, не будь мала — будь велика!».

19 мая — день памяти праведного Иова Многострадального (2 в. до н.э.). Иов-огуречник, горошник, росенник. Иов росы распустил. Большая роса к урожаю огурцов. То же сулит и ясный день. Сеют огурцы, тыкву, горох.

21 мая — день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117 гг.). Иван-пшеничник. Сей пшеницу раньше дубового листа, когда черёмуха зацветает. Если день выпал дождливый — будет богатый урожай грибов.

22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град (1087 г.). Никола весенний, травный, тёплый. От Николы осталось двенадцать заморозков. До святого Николы, не сей гречки, не стриги овечки. Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травой. До Николы не купаются. Николай — угодник считался покровителем лошадей, в этот день отмечался праздник конюхов. Добрые хозяева заказывали священнику молебен с водосвятием конюшен, чтобы уберечь лошадей от волков и медведей.

23 мая — день памяти апостола Симона Зилота (1 в.). В день Симона Зилота землю почитали именинницей и не пахали. На Симона копают целебные коренья на лекарственные зелья.

24 мая — день памяти священномученика Мокия (ок. 295 г.). Мокий (Мокей) — мокрый, мокросей. На Мокия мокро — всё лето мокрое и наоборот.

25 мая — день памяти святителя Епифания, епископа Кипрского (403 г.). Утро Епифана в красном кафтане — к жаркому, пожарному лету.

26 мая — день памяти мученицы Гликерии девы (ок. 177 г.). Лукерья-комарница. Появляются комары. Много комаров — жди назавтра дождя. Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.

27 мая — день памяти мученика Исидора (251 г.). Сидор-огуречник. Можно сажать огурцы на грядках. Прилетают стрижи и ласточки.

28 мая — день памяти преподобного Пахомия Великого (348 г.). Пахом-бокогрей. Пришёл Пахом — понесло теплом. На Пахома тепло — всё лето тёплое. Устанавливается летняя погода.

29 мая — день памяти преподобного Феодора Освященного (368 г.). Фёдор-житник. Пора сеять жито. Посей рожь, а васильки сами вырастут.

ИЮНЬ

Червень, светозар, скопидом, хлеборост, изок.

ИЮНЬ — розан-цвет, начало лета. Знойный июнь — на рыбалку плюнь. Если во время восхода стоит духота — к ненастью. Воробьи веселы, драчливы, подвижны — к хорошей погоде. Июнь — месяц лучистого солнца, самых длинных дней и коротких ночей, светлейший месяц года. Не зря его в старину называли млечень. Наступают жаркие дни. Появляются кузнечики, которые дали одно из древних имён этому месяцу — изок (кузнечик).

1 июня — день памяти благоверного великого князя Дмитрия Донского (1389г.), преподобного Иоанна, епископа Готфского (УШ в.), благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия Вологодского (1523 г.). Иван долгий. Если первые два дня июля льёт дождь — весь месяц сухой.

2 июня — день памяти мучеников Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284 г.). Фалалей-огуречник, грядочник, тепловей, прясла вей. Средний посев огурцов. Много шишек на елях — к урожаю огурцов.

3 июня — день памяти равноапостольных царя Константина (337 г.) и матери его, царицы Елены (327 г,). Константин и Олёна-льносейка, льняница, длинные льны. Сеют лён и коноплю. Если в этот день ненастье, то и осень будет ненастной.

4 июня — день памяти мученика Василиска (ок.308 г.). Соловьиный день, васильковый. День-синитель, васильковый повелитель. В этот день не сеяли, не пахали. Распускаются все весенние цветы.

5 июня — обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164 г.). Леонтий-огуречник. Последний посев огурцов. Обильный цвет на рябине — к урожаю конопли.

7 июня — Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

(ок. 850 г.). Иванов день. Поздний посев яровой пшеницы. Сильные росы — на хороший урожай. Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

11 июня — день памяти мученицы Феодосии девы, Тирской (307-308 гг.), преподобномученицы Феодосии девы (726-730 гг.). Федосья-колосяница (колосница), гречушница, колосава. Начинает колоситься рожь раннего посева. Сухой туман во время цветения вредит хлебу. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает (зерно), две подсыхает.

12 июня — день памяти преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (383 г.). В день Исаакия сажали бобы. Змеевик, змеиный праздник, змеи собираются, ползут на змеиную свадьбу.

13 июня — день памяти апостола Ерма (1 в.). Еремей-распрягальник. Севу край — коня распрягай. Еремей сев начинает (14 мая), Еремей сев и кончает. Повесь сетево (лукошко с семенами).

14 июня — день памяти мученика Иустина Философа и других (166 г.). Красное утро на Устина — красный налив ржи. Дождливый и пасмурный Устинов день — к урожаю на лён и коноплю.

16 июня — день памяти мученика Лукиллиана и других (270-275 гг.). Лукьян-ветренник. На Лукьяна не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует. Южный ветер —к урожаю яровых, северо-западный — к сырому лету, восточный — к наносным болезням, северный к ясному дню, западный и юго-западный — к ненастью. Дождь в Лукьянов день сулит богатый урожай грибов.

17 июня — день памяти святителя Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326 г.). С Митрофана сей гречу и лён.

18 июня — день памяти священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362 г.). День Дорофея — утро вечера мудренее. Начинаются самые короткие («воробьиные») ночи. Если погода на Дорофея выпала тёплая и ясная, зерно будет крупное.

21 июня — день памяти великомученика Феодора Стратилата (319 г.). Стратилат грозами богат. Колодезник, праздник мастеров, роющих колодцы. Приходит пора прополки.

22 июня — день памяти святителя Кирилла, епископа Александрийского (444 г.). На Кирилла — конец весне, почин лету. Солнышко отдаёт земле всю силу. День летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Убьёшь комара, когда день прибывает, — полное сито комаров народится; убьёшь его, когда день убывать начнёт, — полное сито комаров набито.

25 июня — день памяти преподобного Петра Афонского (734 г.). Пётр-поворот, капустник, солнцеворот. Солнце на зиму, а лето на жару. Солнцеворот вершит поворот. День начинает понемногу убывать. Выпадают обильные росы. Запоздалый капустник: высаживают последнюю капусту и огурцы. Если в этот день идёт дождь, сенокос будет мокрый.

26 июня — день памяти мученицы Акилины (293 г.). Акулина-гречишница, задери хвосты. Сеют гречиху в средней и северной части России. Скот бегает по выгону, задрав хвосты, спасаясь от оводов и комаров. Пойдёшь лесом — комары взбесят.

28 июня — день памяти пророка Амоса (УШ в. до н.э.). Пришёл пророк Амос — пошёл овёс в рост.

29 июня — день памяти святителя Тихона, епископа Амафунтского (425 г.). На Тихона солнце идёт тише. Птицы затихают (кроме соловья и кукушки). Начинается навозница, вывозят навоз на паровое поле. К святому Тихону обращались за помощью при зубной боли: «Святой Тихон, утиши, Господи, болезни и вся недуги зубные!»

30 июня — день памяти мученика Мануила (362 г.). На святого Мануила солнце застаивается (медлит в зените). Начинается буйный рост растительности.

ИЮЛЬ

Липец, страдник, сенозарник, грозник.

ИЮЛЬ — макушка лета, краса лета, серёдка цвета. Рожь и пшеница поспевают, золотятся колосьями. Овёс уже в кафтане, а на грече и рубашки нет. В июле на дворе пусто, да на поле густо. Ночная роса долго не высыхает — к грозе. Вода в реке пенится — к дождю. Если утром трава сухая — к ночи ожидай дождя. Тучи тянутся по небу полосами, предвещают дождь. Сосна перед бурей звенит, а дуб стонет. Июль — самое хлопотное время для крестьянина. Не топор кормит мужика, а июльская работа. Начинаются сенокосы, уборка хлебов. Даже птицы умолкают: им не до песен, нужно птенцов кормить. Поспевают лесные ягоды, появляется первый слой грибов — «колосовики».

2 июля — день памяти мученика Зосимы (2 в.). Зосима на Руси почитался покровителем пчёл. Праздник пасечников. Начинают запасать мёд: липовый — светлый, прозрачный; с лугового разнотравья — более тёмный, чуть горьковатый.

3 июля — день памяти священномученика Мефодия, епископа Патарского (312 г.). Мефодий-перепелятник. Со дня Мефодия охотники ждут лёгкой охоты на перепелов. Тенетник, паутинный день, погодо-указатель. Если на Мефодия дождь, то он с перерывами будет идти сорок дней.

6 июля — день памяти мученицы Агриппины (253-260 гг.). Аграфена-купальница. С Аграфены начинают купаться (закупываться). В этот день обязательно мылись в бане и парились вениками из целебных трав.

7 июля — Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иван Купала, травник, Иван цветной, Иванов день. Купанию на заре этого дня приписывалась целебная сила. Рано утром отправлялись за росой, умывали ей лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь. Парни и девушки устраивали костры, плясали вокруг них и перепрыгивали через огонь. Сильная роса на Ивана Купалу — к огурцам. Первый покос.

8 июля — день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев (1228 г.). С Петра и Февронии ожидается ещё сорок жарких дней. День Петра и Февронии считается счастливым для любви.

9 июля — день памяти преподобного Давида Солунского (ок. 530 г.). Давид-земляничник. Поспевает земляника, зовёт в лес с лукошком.

10 июля — день памяти Сампсона странноприимца (ок. 530 г.). Самсон-сеногной, начало дождливых дней. На Самсона дождь — до бабьего лета (семь недель) будет мокро. Идёт подготовка к сенокосу. Второй раз вспахивают поля, оставленные под паром. Большая часть пара пойдёт под озимую рожь.

12 июля — день памяти первоверховных апостолов Петра И Павла (67 г.). Петры и Павлы, Петров день, Петровки, праздник Петра-рыболова. С Петрова дня — красное лето, зелёный покос. Косят траву, заготавливают сено (второй покос). Коси, коса, пока роса, роса долой — коса домой. Спасовка-лакомка, а Петровка — голодовка. Празднуют окончание Петровского поста, ходят в гости друг к другу.

14 июля — день памяти бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

(284 г.). Кузьма и Демьян, летние Кузьминки, женский праздник. В огороде пропалывают грядки, снимают первые овощи.

17 июля — день памяти святителя Андрея, архиепископа Критского (712 г.). Андрей-наливы: озимые наливаются, спеют, греча на всходе.

21 июля — день памяти великомученика Прокопия (303 г.). Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.). Прокопий-жнец, жатвенник. Коли на Казанскую черника поспела, поспела и рожь. В поле устраивали зажинки, вязали первый зажиночный сноп. Казанская отмечалась как престольный праздник в тех деревнях, где находились храмы во имя иконы Казанской Божией Матери.

24 июля — воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной (451 г.). Ефимьи-стожарницы. На покосах в землю втыкают шесты-стожары, вокруг которых сено в стога. Страдно-грозовая пора. Глухой гром — к тихому дождю, гулкий — к ливню.

25 июля — день памяти мучеников Прокла и Илария (2 в.). Прокл — великие росы, день-плакальщик. На Прокла всё поле промокло. Прокловы росы — лучшее средство от призора, от сглазу.

26 июля — Собор Архангела Гавриила. На Гавриила ржица-матушка поспела, к земле клониться велит. Сухой день сулит хорошую осень.

АВГУСТ

Серпень, жнивень, разносол, густоед.

АВГУСТ — называют ещё зарник, зарев, потому что часто бывают зарницы. В августе до обеда — лето, после обеда осень. В августе зима с летом борются. Кончается уборка хлебов: первой снимают рожь, потом пшеницу, за ней — ячмень, ещё попозже овёс и, наконец, гречиху. Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь. Сеют озимые, пашут зябь — поля для яровых посевов будущего лета. Мужику в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять. Расстилают лён, мочат его дождями и росой. Овсы да льны в августе смотри (ранее ненадёжны). Поспевают овощи, фрукты, на болотах зреет клюква, поспела брусника, в лесу аукаются грибники. В ясные дни по воздуху летят пауки, уцепившись за длинную паутинку. Гроза в августе — к долгой осени. Когда зацветёт иван-да-марья, иди с лукошком по грибы. Если в августе журавли на юг пошли, жди холодной зимы.

1 августа — день памяти преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (380 г.). Макрида. Смотри осень по Макриде: Макрида мокра — и осень мокра. Дождь с утра — не жди добра, будет осень вся мокра. Коли на Макриду дождь, в следующий год уродится урожай. (Имя Макрина в переводе с греческого означает «сухая».)

2 августа — день памяти пророка Илии (1Х в. до н.э.). Ильин день. Пётр и Павел день на час убавил, Илья-пророк два (часа) уволок. Илья-пророк пустил в речку льда комок — прекращают купаться, так как вода стала холодной. Ильинские грозы, жары, засухи. Первый сноп, первый осенний праздник. Пётр с колосом, Илья с колобом. Илья лето кончает. На Ильин день и камень прозябнет. Начинаются холодные утренники. До Ильина дня сено сметать — пуд мёду в него накласть (июльское сено самое питательное, ароматное). С Ильина дня собирают горох, а с Ивана постного (11 сентября) репу. До Ильина дня дождь в закром (полезен), после Ильи — из закрома. Придёт Илья, принесёт гнилья (дожди). В Ильин день гадам дана воля, потому скотину не выгоняют.

4 августа — день памяти мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (1 в.). Мария Магдалина, ягодница, поцелуйница, сладостница. На Марию Магдалину в поле не работают — грех, гроза убьёт. Вынимают цветочные луковицы. Обильные росы — льны будут серы и косы.

5 августа — день памяти мученика Трофима и других (1У в.). Трофим-бессонник. Пора напряжённых работ, полевой страды.

6 августа — день памяти мучеников благоверных князей Бориса И Глеба (1015 г.). Борис и Глеб — поспел хлеб. Идёт жатва хлеба.

7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Анна-холодница, зимоуказательница. Если утренник холодный, то и зима будет холодная. День памяти преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444 г.). В этот день открывалась знаменитая нижегородская Макарьевская ярмарка.

9 августа — день памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392 г.). Никола Кочанский, кочанный. Кочанный день, капустник, капустные щи. Листья капусты в кочаны завиваются. В этот день боятся грозы.

11 августа — день памяти мученика Каллиника (Ш-У1 вв.). Калинник, Калинов день. Случаются заморозки. Если выпал туман, припасай закрома про овёс и ячмень.

12 августа — день памяти апостола Силы и других (1 в.). Всё посеянное обретает силу. Посеешь рожь — родиться сильной, и хлеба соберёшь силу.

14 августа — происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Спас первый, медовый, мокрый. Защипывают горох, собирают малину. Только с этого дня разрешается есть мёд. С первого Спаса начинается Успенский пост (до 28 августа). День памяти семи мучеников Маккавеев

(166 г. до н.э.). Чёрный маковей — ломают со стеблей спелые головки мака. Улетают на юг ласточки и стрижи, начинаются холодные росы.

15 августа — перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана (ок. 428 г.). Степан-сеновал. Кончают сенокосные работы, сено уже смётано в стога. Каков Степан, таков и сентябрь.

16 августа — день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147 г.). Антон-вихровей. Если ветер с вихрями — ожидай снежную, морозную зиму. День памяти преподобного Исаакия

(1У-У в.). Исаакий-малинник. Идёт сбор малины, лесных орехов.

17 августа — день памяти преподобномученицы Евдокии (362-364 гг.). Авдотья-сеногнойка. Какова Авдотья, таков сентябрь. Кривые огурцы — последние огурцы с грядки.

18 августа — день памяти мученика Евсигния (362 г.). Евсигней-житник. Начало уборки ячменя. Каков Евсигней, таков и декабрь. Убирают лук, развешивают его в доме связками, чтобы воздух очищался. В этот день едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий цвет лица.

19 августа — Преображение Господа Бога Иисуса Христа. Второй Спас, яблочный. Каков второй Спас, таков и январь. До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. Со второго Спаса начало засева озими. Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас (руки могут озябнуть). Осенины, встреча осени.

21 августа — день памяти святителя Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350 г.). Мирон-ветрогон. Наступают ветреные дни. Каковы Мироны, таков и январь.

23 августа — день памяти мученика архидиакона Лаврентия и других

(258 г.). В полдень смотрят на воду: коли на Лаврентия вода тиха, осень будет тиха и зима без вьюги.

27 августа — день памяти пророка Михея (УШ в. до н.э.). Михей-тиховей. Если дуют тихие ветры — к тихой вёдренной осени. На Михея буря — к ненастному сентябрю. Начало листопада.

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы. Дожинки, обжинки, оспожинки, отжинки, день проводов лета и окончания уборки урожая. На Успение солят огурцы. Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября). Начинается Успенский пост.

29 августа — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (944 г.). Третий Спас, хлебный, ореховый. Поспевают орехи, пекут пироги из муки нового урожая. В третий Спас август хлеба принёс.

31 августа — день памяти мучеников Фрола и Лавра (2 в.). Фрол и Лавр — лошадники (почитались как покровители лошадей). Этот день считался на Руси лошадиным праздником: на лошадях не работали, хорошо кормили и кропили святой водой. К столу пекли особое печенье с изображением конского копыта. Окончание сева озимых. Сей озими до Фрола, будешь с хлебом. Начало утренников.

СЕНТЯБРЬ

Вересень, хмурень, ревун, руен, рюин.

СЕНТЯБРЬ — отличается дождями, угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками. С деревьев опадают жёлтые, багряные, бурые листья, в лесах слышен брачный рёв оленей. В болотах поспела клюква — крупная, сочная, терпкая. В сентябре поспевают и другие ягоды — калина и горькая рябина. По утрам на траве искрится иней, холодеет вода. На несколько дней может установиться тихая, тёплая погода — бабье лето. Отлетают на юг птицы. С огородов убирают картофель и другие корнеплоды. Вымоченный лён свозят на гумна мять и трепать. Зеленеют поля озимых. Холоден сентябрь, да сыт. Гром в сентябре предвещает тёплую осень. Много жёлудей на дубе и ягод на рябине — к лютой зиме. Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит. Облака идут низко — к дождю и холоду. Много паутины в лесу — ясную погоду.

1 сентября — день памяти Андрея Стратилата и других мучеников (284-305 гг.). Андрей-тепляк, бабье лето. Если молодой месяц (первая четверть) опрокинулся на спину, тёплая погода продержится несколько дней.

4 сентября — день памяти мученика Агафоника и прочих (305-311 гг.). Агофон-огуменник. Ветры разбрасывают снопы по гумнам, а в народе считалось, что леший ночью выходит из лесу и бегает по сёлам и деревням, бесчинствует. Готовясь к молотьбе, читали заговор: «Поздравляю тебя, батюшка овин, с праздником, желаю тебе долгого стояния, а нам бы хлеб сушить да молотить во здравие».

5 сентября — день памяти мученика Луппа (ок. 306 г.). В народе этот день называли брусничником — на Луппа поспевает брусника. Первые заморозки — лупповские. На святого Луппа овёс морозом лупит. А не будет утренника, так и во весь месяц не заморозит. Журавли летят низко, быстро, без клиньев — жди скорого ненастья.

7 сентября — перенесение мощей апостола Варфоломея (У1 в.). Пришёл Варфоломей — жито на золу сей. День памяти апостола Тита, епископа Критского (1 в.). Святой Тит последний гриб растит. Большой урожай грибов предвещает продолжительную зиму. Кто раньше встаёт, тот грибов наберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

8 сентября — день памяти мучеников Адриана и Наталии (305-311 гг.). Наталья-овсяница. Оканчивается уборка овса. Варят овсяный кисель и пекут блины. Не вырастишь овёс — наглотаешься слёз. В этот день собирают рябину и калину. Холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.

10 сентября — день памяти преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495 г.). праведной Анны пророчицы, дочери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (1 в.). Анна и Савва — скирдники. Пора заканчивать уборку хлеба в скирды, одонья, клади.

11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иван постный, полетник, полетовщик. Иван постный пришёл, лето красное увёл. Иван постный — осени отец крёстный. С постного Ивана не выходит мужик без кафтана (на дворе уже холодно). На Ивана Крестителя журавли пошли на юг — к ранней зиме. Репный праздник — готовят разные блюда из репы. В этот день и сами едят плотно, и нищих угощают щедро. Пришла пора собирать коренья лекарственных трав.

14 сентября — день памяти преподобного Симеона Столпника (459 г.) и матери его Марфы (ок. 428 г.). Семён день, летопроводец. Проводы лета. Осенины, первая встреча осени. Если на Семён день тёплая погода, то вся зима будет тёплая. Время с Семёна дня до Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) называют бабьим летом. Последний посев озимой ржи. С Семёна дня севалка с плеч. На Семёна солят огурцы. С Семёна дня до Гурия (28 ноября) идут свадебные недели.

15 сентября — день памяти мученика Маманта (275 г.), отца его Феодота и матери Руфины (3в.). Мамонт-овчарник. Святой Мамант (Мамонт) считался покровителем овец и коз. В этот день с утра не выгоняли скотину.

16 сентября — день памяти мученицы Домны девы и других (302 г.). На Домну бабы собирают по дому всякую рухлядь, чтобы сберечь благополучие, моют полы с вереском, настилают половики. Изношенные лапти не выбрасывают, они считаются верным средством от сглаза.

17 сентября — день памяти священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии (ок. 251 г.). Праздные вилы, вилы копен не метают и пластов не подымают. Праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (1680 г.). Эта икона считается охранительницей дома и скота от пожара и молнии.

19 сентября — воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). Михайлов день. Рубеж первых утренников, похолоданий, заморозков. День укоротился уже на пять часов.

20 сентября — день памяти мученика Созонта (ок. 304 г.), преподобного Луки (после 975 г.). На Созонта убирают лук, развешивают его связками на стене в доме. Отлёт журавлей.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. Осенины, вторая встреча осени. Оспожинки, праздник урожая. В этот день змеи обсыхают на дорогах, поэтому ходить по ним опасно. Завершается уборка лука.

23 сентября — день памяти святителей Петра и Павла, епископов Никейских (1Х в.). Пётр и Павел рябинники. Рябина в лесу на морозце сахару набрала, её заготавливают, готовят рябинный квас. Если рябины много, осень будет дождливая, если мало — сухая.

24 сентября — день памяти преподобной Феодоры Александрийской (474-491 гг.). Федора-обдёра, замочи хвосты. Федорин день — всякому лету аминь. Становится слякотно, всё чаще идут затяжные дожди.

26 сентября — день памяти священномученика Корнилия сотника (1в.). С Корнелья корень в земле не растёт, а зябнет. Заканчивают уборку всех корнеплодов, сушат их, перебирают, ссыпают в подвалы.

27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет. Третья встреча осени. Хлеб с поля сдвинулся, свезли последнюю копну. Птица в отлёт двинулась. Змеи, сбившись в клубки, прячутся под пни, впадают в спячку, обмирают. Медведь залегает в берлогу. В этот день в лес не ходили. Первые зазимки, начало капустенским вечёркам, которые длятся две недели. С Воздвижения рубят капусту, пекут пироги с капустой.

28 сентября — день памяти великомученика Никиты (ок. 372 г.). Никита-гусепролёт, гусарь, гусятник. Гуси двинулись в отлёт. Начинают забивать домашних гусей. Стригут овец. Ещё этот день назывался репорез: ели репу свежую, пареную, вяленую, пекли пироги с репой, делали репный квас, варили из репы кашу.

30 сентября — день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137 г.). Конец первоосенья. В опустевшем лесу далеко разносится рёв лосей — сохатые справляют по лету поминки. Поля опустели, огороды перекопаны, хлеб свезён на гумно.

ОКТЯБРЬ

Листопад, жовтень, костричник, гразник, зазимник, свадебник.

ОКТЯБРЬ — холодными слезами плачет. В октябре ни на колёсах, ни на санях. Начинается обильный листопад, сильные ветры обрывают с деревьев остатки летнего убранства. Часто идут затяжные дожди, лужи к утру нередко покрываются хрупким льдом. Рыба уходит зимовать в глубокие ямы, где зимой не замерзает вода, лесные звери уходят на зимнюю спячку в норы, меняют летний мех на зимний. Иногда выглядывает солнышко, и наступают тихие тёплые дни, будто лето вернулось. Снова запорхают отогревшиеся бабочки, закружатся в прозрачном воздухе комарики-толкунцы. Над опустевшими полями каркают вороны. Скотину заперли к зиме в хлева, а из лесу несут последние грибы. Поздний листопад — на тяжёлый год. Лист с ветвей опал не чисто — к строгой зиме и знойному лету.

4 октября — день памяти апостола Кондрата (ок. 130 г.). Какая погода выпала на этот день, такая и продержится четыре недели. Северо-восточный ветер в ясный день сулит холодную зиму.

5 октября — день памяти пророка Ионы (УШ в. до н.э.), священномученика Фоки, епископа Синопийского (117 г.). Если на Фоку и Иона лист с берёзы не опал, снег ляжет поздно. А если выпадет своевременно, то в конце января — начале февраля случится продолжительная оттепель. В этот день нельзя есть рыбу в воспоминание о пребывании пророка Ионы в чреве кита.

7 октября — день памяти первомученицы равноапостольной Фёклы (1 в.). Фёкла-заревница. В овинах сушат хлеб, зарево от печей (а нередко и пожаров) освещает ночное небо. Фёкла — дёргай свёклу — убирали свёклу с огородов. Фёкла запрядальная: в этот день женщины начинали прясть.

8 октября — Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца (1392 г.). Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Если снег упадёт на мокрую землю, зима наступит скоро.

10 октября — день памяти преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Савватий-пчельник. Пчёл убирают на зимовку в омшаники или укутывают ульи. Яблоньку за яблочки любят, пчёлку — за мёд.

13 октября — день памяти священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335 г.). На Григория жгли старую солому из постелей и набивали новую. Поливали детей из решета на пороге от сглаза.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Первое позимье. Ветер с востока сулит холодную зиму. На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима. Начинают конопатить избы. Последний сбор груздей и рыжиков. Конец хороводам, начало посиделкам. На Покров закармливают скотину пожинальным (последним) снопом, и с этого дня её держат дома. Начинаются свадьбы, которых невесты дожидаются уже давно: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком». Не покрыл Покров снегом землю, не покроет и Рождество. Каков Покров, такова и зима. Срок всяким сделкам и наймам.

15 октября — день памяти священномученика Киприана и мученицы Иустины (304 г.). Устинья-устилательница, начинали расстилать и мять льны. Киприан и Устинья спасают от нечистой силы, чар, наваждений, от злых духов.

17 октября — день памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского (1 в.). С Ерофея холода сильнее. Весь день лешие безобразничают, а утром проваливаются сквозь землю. Крестьяне в этот день в лес не ходили.

18 октября — день памяти мученицы Харитины (304 г.). Харитины — первые холстины: бабы садятся за ткацкие станы. Начинали катать шерсть на валенки (катанки), поэтому этот день назывался ещё катальщик, катаник.

20 октября — день памяти мучеников Сергия и Вакха (290-303 гг.). Сергий-начальник, начинает зиму. Если с ночи выпадает первый прочный снег, через месяц быть зиме. С Сергия зима начинается, а с Матрёны (22 ноября) становится.

21 октября — день памяти преподобных Пелагии (457 г.) и Трифона, архимандрита Вятского (1612 г.). Ознобицы, ознобуха. Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт. Становится всё холоднее.

22 октября — день памяти апостола Иакова Алфеева (1 в.). Яков-древопилец, начинается заготовка дров в лесу.

25 октября — день памяти мученика Прова и иных (304 г.). На Прова наблюдали за звёздами и гадали по ним о погоде и урожае будущего года. Яркие звёзды — к морозу, тусклые — к оттепели.

27 октября — день памяти преподобной Параскевы Сербской (Х1 в.). Параскева-грязнуха, порошиха, льняница. Если грязь велика, то выпавший снег сразу установит зимний путь. На Параскеву начинают мять и трепать лён, эта святая считается покровительницей женской зимней работы. В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

30 октября — день памяти пророка Осии (820 г. до н.э.). На пророка Осию колесо прощается с осью, то есть устанавливается санный путь.

НОЯБРЬ

Грудень, листогной, полузимник.

НОЯБРЬ — ворота зимы, сумерки года. На дорогах смёрзшиеся комки (груды) грязи, потому месяц и называют грудень. Ноябрьские ночи до снегу темны. В ноябре зима с осенью борются: снегу надует — хлеба придует, вода разольётся — сена наберётся. Ноябрь выезжает на пегой кобылке, то снег, то грязь, то грязь, то снег. На прудах и озёрах начинается ледостав. Озимый хлеб, присыпанный снегом, останавливается в росте. Деревья уснули до весны. В лесу заготавливают брёвна для будущих построек, на дрова. Работа эта опасная — зазеваешься, придавит рухнувшим деревом. Не зря в народе говорят: «Лес — бес. Работать в лесу — видеть смерть на носу».

4 ноября — празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Зимняя (осенняя) Казанская. В этот день нередко идёт дождь. Дождь пойдёт, все луночки зальёт, а снег пойдёт — все дороги заметёт. В деревнях этот день — большой праздник. Женщины почитают Казанскую икону Пресвятой Богородицы как свою заступницу. Варят пиво, моют и белят избы, печи. После Казанской устраиваются сватанья и справляются свадьбы до Филипповок — Филиппова (Рождественского) поста (27 ноября).

8 ноября — день памяти великомученика Дмитрия Солунского (ок. 306 г.). Дмитриев день, Дмитриевская неделя — родительская, дедова. В этот день справляют поминки по усопшим. В Дмитриевскую субботу ходят на могилы родственников, справляют панихиды, устраивают богатое угощение — тризну. Дмитриев день — зима уже лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, то весна будет поздняя и холодная, а если оттепель, зима и весна будут тёплыми.

10 ноября — день памяти мученицы Параскевы, наречённой Пятницы (Ш в.). Льняницы, потрепушки. Женщины мнут лён, а потом устраивают «льняные смотрины» — чья кудель лучше, тоньше, шелковистей. Девушки молятся на хороших женихов.

11 ноября — день памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни (Ш в.), преподобного Аврамия затворника (ок. 360 г.). Анастасия-овчарница. Настасья-стригальница, Аврамий-овчар. Начало стрижки овец, праздник овчаров. Каждый дом угощал пастухов за то, что сберегли овец.

12 ноября — день памяти священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его Зиновии (285 г.). Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают зимние птицы: синицы, снегири, чечётки, свиристели и другие.

14 ноября — день памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна Асийских (Ш в.). Кузьма и Демьян рукомесленники, курятники. Покровители кузнечного искусства и женского рукоделия. Девушки устраивали свой праздник — Кузьминки. Встреча зимы. Если на этот день выпал снег, жди весной большого разлива. Начало ледостава. Кузьма и Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздём.

15 ноября — день памяти мучеников Акиндика, Пигасия и иже с ними (ок. 341-345 гг.). Акундин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит. Дни всё короче, ночи темнее. Крестьяне обминают коноплю и лён, продолжают обмолачивать хлеб.

19 ноября — день памяти святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника (350 г.), преставление преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). Если день на Павла и Варлаама богат снегом, то зима будет снежная. Если лёд на реке к этому дню становится грудами, то и хлеб будет грудами, а гладко — так и хлеба будет гладко (мало).

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Михайлов день, грязник. Наступают михайловские оттепели, михайловские грязи. Во что Михайла, в то и Никола (то есть такую же погоду следует ожидать и 19 декабря).

22 ноября — день памяти преподобных Матроны (ок. 492 г.) и Феоктисты (881 г.). Матрёна зимняя. С Матрёны зима встаёт на ноги. Наступают морозы, выпавший снег нередко схватывается ледяной коркой. Облачная погода со снегопадом обещает ненастный май, иней на деревьях — урожай овса, дождь — пшеницы.

24 ноября — день памяти преподобного Феодора Студита, исповедника (826 г.). Фёдор студёный. С Фёдора Студита зима начинает студить и морозить. Если день будет тёплый, то вся зима простоит тёплой, если же холоден, то и зима будет холодной.

25 ноября — день памяти святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620 г.). Если на Ивана Милостивого дождь или снег, быть оттепелям до Введения (4 декабря).

27 ноября — день памяти апостола Филиппа (1 в.). Если на Филиппа вороны каркают, жди оттепели. Пасмурный день и иней на деревьях — к хорошему урожаю. Заговенье перед Рождественским постом, конец свадебным неделям.

28 ноября — день памяти мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306 гг.) и Авива (322 г.). Гурий на пегой кобыле едет: грязь да снег. Начало Рождественского поста.

29 ноября — день памяти апостола и евангелиста Матвея (60 г.). На святого Матвея земля потеет, земля преет. Если задуют буйные ветры, быть вьюгам и метелям до Николы зимнего (19 декабря).

ДЕКАБРЬ

Студень, студный, стужайло.

ДЕКАБРЬ — год кончает, зиму начинает. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Реки скованы льдом, земля укрыта снежной шубой. Дни всё укорачиваются, ночи становятся всё длиннее и длиннее. В сильные морозы слышно, как в лесу трещат деревья, — это лопаются промёрзшие стволы, наполненные соком. Если синица начинает с утра громко и часто пищать — ожидай ночью мороза. Потеплело, облака побежали против ветра — надвигается метель.

1 декабря — день памяти мучеников Платона (306 г.), Романа диакона и отрока Варула (303 г.). Первый день декабря предсказывает зиму. Каков Платон и Роман, такова и зима. Если день будет тёплым, то и зима простоит тёплая. Комар летает в избе — к оттепели. Ворона ходит по дороге — к теплу.

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введение пришло — зиму привело. Если после Введения пойдёт снег, то ляжет зима. Считалось, что настоящая зима начинается, когда установится санный путь. После Введения делались пробные выезды на санях. Случались и введенские оттепели: введенье ломает леденье.

5 декабря — день памяти мученика Прокопия чтеца (303 г.). Пришёл Прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает — дорогу копает. Устанавливается хороший санный путь. Вдоль дороги расставляли вешки, чтобы в метель путник не потерял направление.

7 декабря — день памяти великомученицы Екатерины (305-313 гг.). Катерина-санница. Первое катание на санях, обновляли санный путь, открывался зимний извоз. Если снег ляжет на сухую землю и установиться санный путь, на следующий год жди неурожая. Накануне вечером девушки гадали на женихов.

9 декабря — освящение церкви Великомученика Георгия в Киеве (1051-1054 гг.). Егорий (Юрий) осенний (26 ноября по старому стилю), холодный, Юрьев день. Егорий с мостом, Никола с гвоздём. Обивают для тепла двери, конопатят окна и погреба. В Х1У — ХУ1 веках за неделю до Юрьева дня и в течение недели после, крестьянин мог уйти от одного землевладельца к другому и подрядиться на работу. В конце ХУ1 века, это право было отменено, тогда и родилось присловье: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». В лесу становится холодно, медведь залёг в берлогу, а волки по ночам выходят к деревенским задворкам.

10 декабря — день памяти преподобного Романа (У в.). На Романа рыба готовится к зимовке, а налим, сиг и ряпушка идут на нерест. У лосей закончился брачный период и старые рога отпадают — к лету новые вырастут.

12 декабря — день памяти мученика Парамона и с ним 370 мучеников (250 г.). Зимоуказатель. Если на Парамона утро красное — быть декабрю ясным, если пасмурное, снежное — жди метелей.

13 декабря — день памяти апостола Андрея Первозванного (62 г.). Вечером на Андрея Первозванного девушки гадают о своих суженых. Красный огонь в печи — к морозу, белый к оттепели.

14 декабря — день памяти пророка Наума (У11 в. до. н.э.). Наум-грамотник. Наум наставит на ум. С этого дня начинали обучать детей грамоте и счёту.

17 декабря — день памяти великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Наступают самые сильные морозы, зима мосты мостит. Трещит Варюха, береги нос да ухо!

19 декабря — день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345-351 гг.). Николин день, Никола зимний, холодный. Хвали зиму после Николина дня. Если в Николин день дорогу заметает — дороге не стоять. Иней на Николу — к урожаю яровых.

22 декабря — зачатие праведной Анны, когда зачала она Пресвятую Богородицу. Анна зимняя, начало зимы. День зимнего солнцестояния (солнцеворот): самый короткий день в году. Волки, сбиваясь в стаи, становятся особенно опасны в эту пору года. Если от солнца ноги(лучи) протянулись вниз, жди холодов, а если хвост (лучи вверх) — непременно будет метель.

25 декабря — день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348 г.). Спиридон — солнцеворот. Солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона хоть на воробьиный скок да прибудет денёк. Световой день начинает понемногу удлиняться.

26 декабря — день памяти мучеников Евстратия и иже с ним (284-305 гг.). Мученик Евстрат солнышку рад. С этого дня наблюдают за погодой в течение 12 суток: каждый день укажет погоду одного месяца следующего года.

29 декабря — день памяти пророка Аггрея (500 г. до н.э.). Аггрей иней сеет. Коли на Аггрея сильный мороз, то он продержится до Крещения (7 января). Если в этот день на деревьях много инея, то Святки будут тёплые.

30 декабря — день памяти пророка Даниила и трёх отроков Анания, Азария и Мисаила (600 г. до н.э.). В этот день старшие в семье рассказывали детям библейскую историю о юном пророке Данииле, которого царь Дарий велел за ослушание бросить в ров со львами, но вера в Бога помогла юноше укротить львов и остаться в живых. А трёх отроков, отказавшихся поклонятся золотому истукану, царь Навуходоносор приказал отправить в огненную печь, но Бог послал своего ангела остудить пламя и спасти мальчиков. Поражённый таким чудом, Навуходоносор восславил истинного Бога и запретил своим подданным хулить его.

31 декабря — день памяти святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского (633-634 гг.). Модест, последний день года, отмечался мужскими братчинами с пивом и мясом на столе.